ОАО Банк ВТБ – системообразующий финансовый институт, являющийся
ключевым звеном банковской группы «ВТБ» и одним из крупнейших банков
России. Более 75% акций ВТБ принадлежит государству. Основное
направление деятельности – работа с корпоративными клиентами и
финансовыми организациями.
Кредитная организация образована в 1990 году как банк Внешней торговли РФ (позднее «Внешторгбанк», ныне — ВТБ). До III квартала 2002 года пакетом в 99,9% акций банка владел ЦБ РФ, который в рамках реформы банковского сектора передал его Министерству имущественных отношений РФ. В настоящее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом владеет 75,498% акций ВТБ, остальные находятся в свободном обращении. В целом, у банка порядка 160 тысяч российских и зарубежных акционеров, включая широкий круг частных лиц.
В 1999 году Банк России обеспечил вливания в капитал и оказал поддержку ликвидности Внешторгбанка для устранения последствий кризиса 1998 года (капитал ВТБ был отрицательным). Не выдержавший межбанковского кризиса 2004 года Гута-Банк (ныне «ВТБ 24») также был реструктуризирован на средства Банка России и при активной его поддержке. С 2002 года, после передачи акций ВТБ от Центрального Банка Правительству РФ, банк возглавляет Андрей Костин, выходец из принадлежащего депутату и бизнесмену Александру Лебедеву Национального Резервного Банка, до этого занимавший аналогичную должность во Внешэкономбанке.
В 2005 году ВТБ перерегистрировался в Санкт-Петербурге, а также получил от Банка России «наследство» в виде системы совзагранбанков (Моснарбанк, БСЕН-Евробанк, Ост-Вест Хандельсбанк и Ист-Вест Юнайтед Банк). Образованная в 2006 году государственная финансовая группа («Группа ВТБ») сегодня объединяет 15 банков в странах СНГ, Западной Европы, Азии и Африки, а также порядка 20 финансовых, инвестиционных и иных компаний, обслуживающих клиентов в 20 странах мира.
В мае 2007 года Банк ВТБ успешно для себя провел IPO. В ходе первичного публичного размещения 17,7% акций купили институциональные российские и зарубежные инвесторы, 4,8% — примерно 120 тыс. частных лиц. В сентябре 2009 года было проведено доразмещение, по результатам которого увеличилась доля государства в уставном капитале. На момент проведения IPO капитализация ВТБ составила $35,5 млрд, однако, из-за затянувшегося мирового финансового кризиса котировки акций ВТБ упали вдвое: с 13,6 до 6 копеек за штуку, чем очень сильно взволновали миноритариев банка. На 17 марта 2011 года средняя стоимость акции ВТБ составляла уже 9,2 копейки, а рыночная капитализация банка – $33,46 млрд. Руководство ВТБ обещало довести стоимость акции до 15 копеек (+10% к цене IPO) к 2013 году.
В феврале 2011 года состоялось еще одно значимое событие – ВТБ осуществил ранее анонсированное приобретение 46,48% акций Банка Москвы (БМ), а также 25% + 1 акция Столичной страховой группы, которой, в свою очередь, принадлежит 17,32% акций БМ. Озвученная стоимость сделки – 103 млрд рублей. В дальнейшем ВТБ планирует договориться также с миноритариями Банка Москвы и довести свою долю в его акционерном капитале до 100%. Кроме того, в конце 2010 года ВТБ выкупил крупный пакет акций еще одного системообразующего банка – ОАО «ТрансКредитБанк». Сейчас ВТБ контролирует 43,18% в его капитале.
Региональная сеть ВТБ включает в себя 55 филиалов и 78 подразделений иной организационной структуры на территории РФ, а также 2 филиала в Индии и Китае, 3 представительства в Италии, Китае и Киргизской Республике. Растущая сеть собственных банкоматов насчитывает более 4’600 устройств. Численность сотрудников организации превышает 9 тысяч человек.
Банк предлагает широкий перечень банковских услуг корпоративным клиентам, включая дистанционное банковское обслуживание, гарантийные, документарные и депозитарные операции, операции на биржевом рынке, работу с драгоценными металлами и т.д. Клиентская база ВТБ насчитывает более 3’900 крупных корпоративных клиентов и заемщиков, среди которых можно выделить такие компании, как: ОАО «Газпром», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «Атомстройэкспорт», ОАО «НПК», ОАО «Полиметалл», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «ТМК», ОАО «СУЭК», ГК «Синергия», ГК «Русское море», ГК «Дикси», X5 Retail Group N.V., «Седьмой континент», «М.Видео», «Детский мир», «Спортмастер».
Порядка 47% нетто-активов приходится на кредитный портфель, 7% которого просрочено. С физлицами банк почти не работает – этим занимается «ВТБ 24», отвечающий за розничное направление и обслуживание малого бизнеса в банковской группе «ВТБ». Более 20% нетто-активов предоставлено в форме межбанковских кредитов и депозитов, как российским банкам, так и банкам-нерезидентам. Около 12% вложено в ценные бумаги. Структура пассивов выглядит следующим образом: 30% – депозиты юридических лиц, 19% – собственный капитал банка, 10% – остатки на расчетных счетах корпоративных клиентов, 5% привлечено через выпущенные векселя и облигации, 19% – на внутреннем рынке межбанковских кредитов, где банк выступает нетто-кредитором. Согласно отчетности по РСБУ, за 2010 год ВТБ получил чистую прибыль в размере 47,65 млрд рублей (по итогам 2009 года прибыль составила 27,96 млрд рублей).
Среди банков, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, ВТБ, разумеется, с большим отрывом занимает лидирующую позицию по ключевым показателям, а в рэнкинге всех российских кредитных организаций – 2-е место, после Сбербанка. По итогам 2009 года журнал «The Banker» поставил ВТБ на 65-е место среди всех банков мира по размеру капитала 1-го уровня ($16,04 млрд) и на 128-ю позицию по величине активов ($119,39 млрд).
Наблюдательный совет: Алексей Кудрин (председатель), Аркадий Дворкович, Андрей Костин, Анна Попова, Алексей Саватюгин, Павел Теплухин, Алексей Улюкаев, Григорий Глазков, Маттиас Варниг, Николай Кропачев, Мухадин Эскиндаров.
Правление: Андрей Костин (президент-председатель), Василий Титов, Герберт Моос, Андрей Пучков, Геннадий Солдатенков, Владимир Татарчук, Ольга Дегунова, Валерий Лукьяненко, Норов Эркин, Екатерина Петелина, Александр Ястриб.
ВТБ сегодня
ОАО Банк ВТБ и его дочерние структуры – банки и финансовые компании – международная банковско-финансовая группа (группа ВТБ), предоставляющая широкий спектр услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки.
Основные направления бизнеса группы ВТБ в Российской Федерации заключены в деятельности трех компаний – ОАО Банка ВТБ (корпоративный банковский бизнес), ВТБ24 (розничный банковский бизнес) и ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал» (инвестиционный бизнес).
Кроме того, в Группу входят дочерние компании: ВТБ Лизинг, ВТБ Девелопмент, СК «ВТБ Страхование», ВТБ Пенсионный администратор, «МультиКарта», ВТБ Долговой центр, ВТБ Факторинг, ВТБ Специализированный депозитарий, ВТБ Регистратор.
Сеть продаж группы ВТБ состоит из 957 офисов в России, СНГ и Европе. На территории РФ розничным бизнесом группы занимается банк ВТБ24. За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через:
12 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция), в Грузии, в Африке (Ангола) и во Вьетнаме;
два представительства банка ВТБ – в Италии, Китае;
два филиала банка ВТБ – в Китае, Индии.
По состоянию на 27 апреля 2011 года группа ВТБ была второй крупнейшей финансовой группой России по активам (4 290,9 млрд рублей) и средствам клиентов (2 212,9 млрд рублей).
Основной акционер банка ВТБ – Правительство РФ, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.
В октябре 2010 года Банк отметил свое 20-летие и сегодня стремительно развивается. Стратегия развития на 2010-2013 гг. направлена на рост капитализации и существенное повышение эффективности бизнеса Группы.
Стратегия
26 мая 2010 года Наблюдательный совет ОАО Банк ВТБ принял решение об утверждении новой стратегии развития Группы ВТБ на 2010-2013 годы. Новая стратегия ВТБ – стратегия эффективного роста, предполагающая существенное увеличение доходов на фоне качественного улучшения их структуры и повышения эффективности бизнеса. В отличие от предыдущего этапа, когда основной задачей было агрессивное наращивание объемов бизнеса и доли рынка, сейчас приоритетом является повышение эффективности, достижение целевого возврата на капитал, рост капитализации Группы.
Ключевые цели Группы ВТБ на конец 2013 года – рост прибыли более чем в 2 раза по сравнению с планом на 2010 год; ROE не менее 15% по Группе в целом и более 20% для высокомаржинальных видов бизнеса; существенный рост рыночной капитализации; качественное изменение структуры доходов и повышение устойчивости финансовых результатов Группы.
Группа планирует продолжить политику диверсификации бизнеса, в результате которой будет создано несколько опорных бизнес-направлений, имеющих значимый вес в прибыли Группы: корпоративный, инвестиционный и розничный бизнес, зарубежная сеть. При этом вырастет доля высокомаржинальных бизнесов, таких, как розничный и инвестиционный. Также увеличится доля комиссионных доходов в общем операционном доходе Группы. Улучшится структура фондирования, снизится концентрация бизнеса.
Для каждого направления бизнеса в рамках новой стратегии определены специфические цели.
Приоритетными задачами в корпоративном бизнесе являются:
развитие сильного транзакционного банкинга и превращение банка ВТБ в основной расчетный банк для своих клиентов;
создание корпоративно-инвестиционного банка; рост доли ВТБ в обслуживании крупных клиентов за счет кросс-продаж инвестиционных продуктов;
увеличение числа активных клиентов нижнего подсегмента крупного и сегмента среднего бизнеса;
создание лучших на рынке команд в приоритетных отраслях.
Ключевыми приоритетами в части инвестиционного бизнеса являются:
построение платформы продаж ИБ-услуг для ключевых клиентских сегментов Группы;
значительный рост доходов;
сохранение позиций не ниже Топ-3 по основным продуктам.
Ключевая цель в розничном бизнесе – существенный рост прибыли за счет продолжения динамичного развития бизнеса и повышение его эффективности, а также увеличение доли рынка и доли розничного бизнеса в портфеле Группы. В рамках развития розничного бизнеса Группа ставит перед собой следующие задачи:
дальнейшее развитие сети и альтернативных каналов продаж и обслуживания;
переход к сегментно-ориентированному подходу в обслуживании клиентов;
совершенствование ИТ-платформы и технологий;
повышение качества обслуживания;
использование опыта и технологий ВТБ 24 (ЗАО) для развития розницы в странах СНГ.
Стратегия развития дочерних финансовых компаний на 2010-2013гг. предполагает построение эффективных, диверсифицированных и рентабельных бизнесов, достижение и укрепление компаниями позиций в соответствующих сегментах за счет развития продуктового предложения, диверсификации отраслевых и клиентских сегментов, развития региональной сети и других каналов продаж.
В части международного развития основной задачей является эффективное развитие бизнеса на рынках, где Группа уже имеет присутствие. Ключевым регионом для Группы является СНГ, где наша цель – укрепление позиций на рынке, активное развитие розницы, повышение эффективности сети и бизнес-процессов. В Европе, Азии и Африке Группа продолжит фокусироваться на обслуживании российских клиентов и клиентов из стран СНГ, таким образом содействуя развитию международного сотрудничества, экспансии клиентов из стран Содружества на международные рынки и предлагая им уникальный набор услуг на мировых финансовых рынках.
Важной задачей является обеспечение поддержки растущего бизнеса, усиление инфраструктуры. ВТБ планирует существенно повысить операционную эффективность за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, совершенствования ИТ-платформ и технологий во всех компаниях Группы.
Кроме того, необходимо усовершенствовать систему управления Группой для максимизации синергетического эффекта между различными видами бизнеса и максимального использования преимущества широкого географического присутствия за пределами РФ.
Член правления ВТБ Екатерина Петелина отметила: «Достижение поставленных целей позволит Группе ВТБ создать бизнес принципиально иного масштаба и эффективности, что, в свою очередь, должно положительно повлиять на рыночную капитализацию».
Миссия и ценности
Миссия
Мы предоставляем финансовые услуги международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и общества в целом.
Ценности
Доверие клиентов
Мы работаем для того, чтобы сохранить нашу самую большую ценность – доверие клиентов.
Надежность
Мы сочетаем прочные позиции на финансовых рынках, международный опыт и масштаб. Это – гарантия нашей силы и надежности.
Открытость
Мы ориентированы на открытое партнерство и сотрудничество, мы прозрачны и понятны обществу.
Универсальность
Мы предлагаем комплексные решения любого уровня сложности благодаря присутствию в различных финансовых сегментах.
Наша команда
Мы сильны единой командой профессионалов - знания, потенциал, энергия и творчество каждого делают нашу команду сильной и уникальной.
Идентичность
Группа ВТБ – ведущая международная финансовая группа российского происхождения.
Видение
ВТБ стремится стать чемпионом на всех целевых рынках.
Структура и география
ВТБ сегодня – системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу. Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.
Мы присутствуем более чем в 20 странах мира. ВТБ стал ведущей международной финансовой группой российского происхождения.
За рубежом в группу ВТБ входят:
Банки и финансовые компании в:
Лондоне (Великобритания);
Париже (Франция);
Франкфурте-на-Майне (Германия);
Лимассоле (Кипр);
Вене (Австрия);
Виндхуке (Намибия);
Луанде (Ангола);
Киеве (Украина);
Тбилиси (Грузия);
Минске (Белоруссия);
Ереване (Армения);
Баку (Азербайджан);
Алматы (Казахстан).
Филиалы в:
Сингапуре;
Нью-Дели (Индия);
Шанхае (Китай)
Дубае (ОАЭ).
Представительства в:
Милане (Италия);
Пекине (Китай).
В России ВТБ имеет широкую сеть филиалов, дочерних и ассоциированных банков, расположенных в наиболее важных и перспективных экономических регионах России:
Астрахань;
Барнаул;
Белгород;
Благовещенск;
Брянск;
Владивосток;
Владимир;
Волгоград;
Вологда;
Воронеж;
Екатеринбург;
Ижевск;
Иркутск;
Йошкар-Ола;
Казань;
Калининград;
Калуга;
Кемерово;
Кострома;
Краснодар;
Красноярск;
Курск;
Липецк;
Магадан;
Москва;
Нижний Новгород;
Новосибирск;
Омск;
Орел;
Пенза;
Пермь;
Петропавловск-Камчатский;
Ростов-на-Дону;
Рязань;
Самара;
Санкт-Петербург;
Саранск;
Саратов;
Смоленск;
Ставрополь;
Сыктывкар;
Тамбов;
Тверь;
Томск;
Тула;
Тюмень;
Улан-Удэ;
Ульяновск;
Уфа;
Хабаровск;
Чебоксары;
Челябинск;
Чита;
Якутск;
Ярославль;
Сеть продаж группы ВТБ состоит из 957 офисов в России, СНГ и Европе. За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через:
12 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция), в Грузии, в Африке (Ангола) и во Вьетнаме;
два представительства банка ВТБ – в Италии, Китае;
два филиала банка ВТБ – в Китае, Индии.
Дочерние и зависимые организации, представительства
Россия
Банки
ВТБ 24 (ЗАО)
Компании
ОАО «ВТБ-Лизинг»
ЗАО «ВТБ-Девелопмент»
ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами»
ЗАО ВТБ Регистратор
ЗАО ВТБ Специализированный депозитарий
ООО «МультиКарта»
ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал»
ООО СК «ВТБ Страхование»
НПФ ВТБ Пенсионный фонд
ЗАО ВТБ Долговой центр
ООО ВТБ Пенсионный администратор
ООО ВТБ Факторинг
СНГ
Банки
ПАО «ВТБ Банк» (Украина)
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан)
ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)
ОАО Банк ВТБ (Азербайджан)
Европа
Банки
Russian Commercial Bank (Cyprus) Ltd.
VTB Bank (Austria) AG
VTB Bank (France) SA
VTB Bank (Deutschland) AG
Представительства
Представительство ОАО Банк ВТБ в Италии
Азия и Африка
Банки
АО «Банк ВТБ (Грузия)»
Banco VTB-Africa S.A.
Vietnam-Russia Joint Venture Bank
Филиалы
Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Нью-Дели (Индия)
Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Шанхай (Китай)
Компании
VTB Capital (Namibia) (Pty) Ltd.
Euroleasing GmbH
Представительства
Представительство ОАО Банк ВТБ в Китае
Управление
К 2010 году в группе ВТБ сформирована система управления по модели «Стратегический холдинг», которая предусматривает:
наличие единой стратегии развития компаний группы ВТБ;
единый бренд;
централизованное управление финансовой эффективностью и рисками;
унифицированные системы контроля;
координацию процессов планирования и отчетности;
фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработку единых стандартов.
Действующая система управления предусматривает осуществление руководства по двум направлениям:
административный менеджмент – управление дочерними компаниями в рамках организационной структуры группы ВТБ. Для осуществления административного менеджмента используется механизм корпоративного управления – реализация прав головного банка как основного акционера посредством участия его представителей в органах управления дочерних компаний;
функциональное управление – координация по бизнес-направлениям и направлениям поддержки и контроля в рамках группы ВТБ в целом. Функциональная координация является дополнительным механизмом управления, обеспечивающим экспертную проработку управленческих решений на стадии их подготовки.
На общегрупповом уровне действует Управляющий комитет группы ВТБ, который:
рассматривает стратегии развития различных направлений бизнеса;
бизнес-планы группы ВТБ и ее участников;
анализирует отчеты по их выполнению;
оценивает ситуацию с ликвидностью и рисками;
курирует реализацию приоритетных проектов;
одобряет стандарты, подходы и принципы функционирования группы ВТБ.
Основная цель стратегии развития системы управления в 2010-2013 гг. – модификация с учетом целей и задач нового этапа развития группы ВТБ, в том числе усиление роли продуктовых и бизнес-направлений.
Организационная структура группы ВТБ
включая субхолдинг VTB Bank (Austria) AG и Vietnam-Russia Joint Venture Bank по состоянию на 29.06.2011.
Группа ВТБ – Банк, кредитные и финансовые организации, доля участия Банка в уставном / складочном капитале которых составляет более 50% от общего количества голосующих акций/долей и которые являются в соответствии с законодательством страны своей регистрации кредитными организациями (т.е. организациями, осуществляющими банковские операции) или финансовыми организациями (т.е. организациями, не являющимися кредитными и осуществляющие операции на рынке финансовых услуг).
VRB не входит в группу ВТБ, но ввиду значительного пакета акций, принадлежащего ВТБ, Банк оказывает на его деятельность существенное влияние.
Формирование системы управления группой ВТБ направлено на максимальное использование преимуществ группы ВТБ, увеличения ее доли на целевых рынках, улучшение показателей ее эффективности и, как следствие, повышения уровня капитализации группы ВТБ.
С точки зрения степени интеграции в группе ВТБ используется модель «стратегического холдинга», предполагающая в первую очередь общее стратегическое видение, передачу концепций и лучших практик при ограниченном уровне интеграции и централизации процессов. В частности, модель управления предполагает наличие в группе ВТБ единой стратегии развития компаний, единый бренд, централизованное управление финансовой эффективностью и рисками, координацию процессов планирования и отчетности, фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработке единых стандартов.
В группе ВТБ действует матричная система управления, согласно которой управление осуществляется по двум направлениям:
Административное управление – управление дочерними компаниями как юридическими лицами в рамках организационной структуры группы ВТБ.
Функциональное управление – управление по бизнес-направлению и другим функциональным направлениям и деятельности в рамках группы ВТБ в целом.
Механизмы управления
Основным механизмом управления, используемым в группе ВТБ, является корпоративное управление, то есть реализация прав Банка как основного акционера через участие в органах управления дочерних компаний. Дополнительным механизмом управления является функциональная координация основных направлений деятельности группы ВТБ, включая направления бизнеса поддержки и контроля (например, управление рисками, планирование, бюджетирование и формирование управленческой отчетности, бренд, внутренний контроль и аудит).
Дополнительный механизм применяется в группе ВТБ с целью максимальной реализации потенциальной синергии, распространения лучших практик в компаниях группы ВТБ по отдельным направлениям деятельности, ограничения принимаемых группой ВТБ рисков. Функциональная координация помогает осуществлять передачу знаний и обмен опытом между компаниями группы ВТБ, позволяет объединять ресурсы для реализации тех или иных проектов. В рамках функциональной координации разрабатываются единые стандарты, принципы и системы лимитов для реализации соответствующего направления деятельности в группе ВТБ.
взято www.rasha-bank.blogspot.ru
Кредитная организация образована в 1990 году как банк Внешней торговли РФ (позднее «Внешторгбанк», ныне — ВТБ). До III квартала 2002 года пакетом в 99,9% акций банка владел ЦБ РФ, который в рамках реформы банковского сектора передал его Министерству имущественных отношений РФ. В настоящее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом владеет 75,498% акций ВТБ, остальные находятся в свободном обращении. В целом, у банка порядка 160 тысяч российских и зарубежных акционеров, включая широкий круг частных лиц.
В 1999 году Банк России обеспечил вливания в капитал и оказал поддержку ликвидности Внешторгбанка для устранения последствий кризиса 1998 года (капитал ВТБ был отрицательным). Не выдержавший межбанковского кризиса 2004 года Гута-Банк (ныне «ВТБ 24») также был реструктуризирован на средства Банка России и при активной его поддержке. С 2002 года, после передачи акций ВТБ от Центрального Банка Правительству РФ, банк возглавляет Андрей Костин, выходец из принадлежащего депутату и бизнесмену Александру Лебедеву Национального Резервного Банка, до этого занимавший аналогичную должность во Внешэкономбанке.
В 2005 году ВТБ перерегистрировался в Санкт-Петербурге, а также получил от Банка России «наследство» в виде системы совзагранбанков (Моснарбанк, БСЕН-Евробанк, Ост-Вест Хандельсбанк и Ист-Вест Юнайтед Банк). Образованная в 2006 году государственная финансовая группа («Группа ВТБ») сегодня объединяет 15 банков в странах СНГ, Западной Европы, Азии и Африки, а также порядка 20 финансовых, инвестиционных и иных компаний, обслуживающих клиентов в 20 странах мира.
В мае 2007 года Банк ВТБ успешно для себя провел IPO. В ходе первичного публичного размещения 17,7% акций купили институциональные российские и зарубежные инвесторы, 4,8% — примерно 120 тыс. частных лиц. В сентябре 2009 года было проведено доразмещение, по результатам которого увеличилась доля государства в уставном капитале. На момент проведения IPO капитализация ВТБ составила $35,5 млрд, однако, из-за затянувшегося мирового финансового кризиса котировки акций ВТБ упали вдвое: с 13,6 до 6 копеек за штуку, чем очень сильно взволновали миноритариев банка. На 17 марта 2011 года средняя стоимость акции ВТБ составляла уже 9,2 копейки, а рыночная капитализация банка – $33,46 млрд. Руководство ВТБ обещало довести стоимость акции до 15 копеек (+10% к цене IPO) к 2013 году.
В феврале 2011 года состоялось еще одно значимое событие – ВТБ осуществил ранее анонсированное приобретение 46,48% акций Банка Москвы (БМ), а также 25% + 1 акция Столичной страховой группы, которой, в свою очередь, принадлежит 17,32% акций БМ. Озвученная стоимость сделки – 103 млрд рублей. В дальнейшем ВТБ планирует договориться также с миноритариями Банка Москвы и довести свою долю в его акционерном капитале до 100%. Кроме того, в конце 2010 года ВТБ выкупил крупный пакет акций еще одного системообразующего банка – ОАО «ТрансКредитБанк». Сейчас ВТБ контролирует 43,18% в его капитале.
Региональная сеть ВТБ включает в себя 55 филиалов и 78 подразделений иной организационной структуры на территории РФ, а также 2 филиала в Индии и Китае, 3 представительства в Италии, Китае и Киргизской Республике. Растущая сеть собственных банкоматов насчитывает более 4’600 устройств. Численность сотрудников организации превышает 9 тысяч человек.
Банк предлагает широкий перечень банковских услуг корпоративным клиентам, включая дистанционное банковское обслуживание, гарантийные, документарные и депозитарные операции, операции на биржевом рынке, работу с драгоценными металлами и т.д. Клиентская база ВТБ насчитывает более 3’900 крупных корпоративных клиентов и заемщиков, среди которых можно выделить такие компании, как: ОАО «Газпром», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «Атомстройэкспорт», ОАО «НПК», ОАО «Полиметалл», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «ТМК», ОАО «СУЭК», ГК «Синергия», ГК «Русское море», ГК «Дикси», X5 Retail Group N.V., «Седьмой континент», «М.Видео», «Детский мир», «Спортмастер».
Порядка 47% нетто-активов приходится на кредитный портфель, 7% которого просрочено. С физлицами банк почти не работает – этим занимается «ВТБ 24», отвечающий за розничное направление и обслуживание малого бизнеса в банковской группе «ВТБ». Более 20% нетто-активов предоставлено в форме межбанковских кредитов и депозитов, как российским банкам, так и банкам-нерезидентам. Около 12% вложено в ценные бумаги. Структура пассивов выглядит следующим образом: 30% – депозиты юридических лиц, 19% – собственный капитал банка, 10% – остатки на расчетных счетах корпоративных клиентов, 5% привлечено через выпущенные векселя и облигации, 19% – на внутреннем рынке межбанковских кредитов, где банк выступает нетто-кредитором. Согласно отчетности по РСБУ, за 2010 год ВТБ получил чистую прибыль в размере 47,65 млрд рублей (по итогам 2009 года прибыль составила 27,96 млрд рублей).
Среди банков, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, ВТБ, разумеется, с большим отрывом занимает лидирующую позицию по ключевым показателям, а в рэнкинге всех российских кредитных организаций – 2-е место, после Сбербанка. По итогам 2009 года журнал «The Banker» поставил ВТБ на 65-е место среди всех банков мира по размеру капитала 1-го уровня ($16,04 млрд) и на 128-ю позицию по величине активов ($119,39 млрд).
Наблюдательный совет: Алексей Кудрин (председатель), Аркадий Дворкович, Андрей Костин, Анна Попова, Алексей Саватюгин, Павел Теплухин, Алексей Улюкаев, Григорий Глазков, Маттиас Варниг, Николай Кропачев, Мухадин Эскиндаров.
Правление: Андрей Костин (президент-председатель), Василий Титов, Герберт Моос, Андрей Пучков, Геннадий Солдатенков, Владимир Татарчук, Ольга Дегунова, Валерий Лукьяненко, Норов Эркин, Екатерина Петелина, Александр Ястриб.
ВТБ сегодня
ОАО Банк ВТБ и его дочерние структуры – банки и финансовые компании – международная банковско-финансовая группа (группа ВТБ), предоставляющая широкий спектр услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки.
Основные направления бизнеса группы ВТБ в Российской Федерации заключены в деятельности трех компаний – ОАО Банка ВТБ (корпоративный банковский бизнес), ВТБ24 (розничный банковский бизнес) и ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал» (инвестиционный бизнес).
Кроме того, в Группу входят дочерние компании: ВТБ Лизинг, ВТБ Девелопмент, СК «ВТБ Страхование», ВТБ Пенсионный администратор, «МультиКарта», ВТБ Долговой центр, ВТБ Факторинг, ВТБ Специализированный депозитарий, ВТБ Регистратор.
Сеть продаж группы ВТБ состоит из 957 офисов в России, СНГ и Европе. На территории РФ розничным бизнесом группы занимается банк ВТБ24. За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через:
12 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция), в Грузии, в Африке (Ангола) и во Вьетнаме;
два представительства банка ВТБ – в Италии, Китае;
два филиала банка ВТБ – в Китае, Индии.
По состоянию на 27 апреля 2011 года группа ВТБ была второй крупнейшей финансовой группой России по активам (4 290,9 млрд рублей) и средствам клиентов (2 212,9 млрд рублей).
Основной акционер банка ВТБ – Правительство РФ, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.
В октябре 2010 года Банк отметил свое 20-летие и сегодня стремительно развивается. Стратегия развития на 2010-2013 гг. направлена на рост капитализации и существенное повышение эффективности бизнеса Группы.
Стратегия
26 мая 2010 года Наблюдательный совет ОАО Банк ВТБ принял решение об утверждении новой стратегии развития Группы ВТБ на 2010-2013 годы. Новая стратегия ВТБ – стратегия эффективного роста, предполагающая существенное увеличение доходов на фоне качественного улучшения их структуры и повышения эффективности бизнеса. В отличие от предыдущего этапа, когда основной задачей было агрессивное наращивание объемов бизнеса и доли рынка, сейчас приоритетом является повышение эффективности, достижение целевого возврата на капитал, рост капитализации Группы.
Ключевые цели Группы ВТБ на конец 2013 года – рост прибыли более чем в 2 раза по сравнению с планом на 2010 год; ROE не менее 15% по Группе в целом и более 20% для высокомаржинальных видов бизнеса; существенный рост рыночной капитализации; качественное изменение структуры доходов и повышение устойчивости финансовых результатов Группы.
Группа планирует продолжить политику диверсификации бизнеса, в результате которой будет создано несколько опорных бизнес-направлений, имеющих значимый вес в прибыли Группы: корпоративный, инвестиционный и розничный бизнес, зарубежная сеть. При этом вырастет доля высокомаржинальных бизнесов, таких, как розничный и инвестиционный. Также увеличится доля комиссионных доходов в общем операционном доходе Группы. Улучшится структура фондирования, снизится концентрация бизнеса.
Для каждого направления бизнеса в рамках новой стратегии определены специфические цели.
Приоритетными задачами в корпоративном бизнесе являются:
развитие сильного транзакционного банкинга и превращение банка ВТБ в основной расчетный банк для своих клиентов;
создание корпоративно-инвестиционного банка; рост доли ВТБ в обслуживании крупных клиентов за счет кросс-продаж инвестиционных продуктов;
увеличение числа активных клиентов нижнего подсегмента крупного и сегмента среднего бизнеса;
создание лучших на рынке команд в приоритетных отраслях.
Ключевыми приоритетами в части инвестиционного бизнеса являются:
построение платформы продаж ИБ-услуг для ключевых клиентских сегментов Группы;
значительный рост доходов;
сохранение позиций не ниже Топ-3 по основным продуктам.
Ключевая цель в розничном бизнесе – существенный рост прибыли за счет продолжения динамичного развития бизнеса и повышение его эффективности, а также увеличение доли рынка и доли розничного бизнеса в портфеле Группы. В рамках развития розничного бизнеса Группа ставит перед собой следующие задачи:
дальнейшее развитие сети и альтернативных каналов продаж и обслуживания;
переход к сегментно-ориентированному подходу в обслуживании клиентов;
совершенствование ИТ-платформы и технологий;
повышение качества обслуживания;
использование опыта и технологий ВТБ 24 (ЗАО) для развития розницы в странах СНГ.
Стратегия развития дочерних финансовых компаний на 2010-2013гг. предполагает построение эффективных, диверсифицированных и рентабельных бизнесов, достижение и укрепление компаниями позиций в соответствующих сегментах за счет развития продуктового предложения, диверсификации отраслевых и клиентских сегментов, развития региональной сети и других каналов продаж.
В части международного развития основной задачей является эффективное развитие бизнеса на рынках, где Группа уже имеет присутствие. Ключевым регионом для Группы является СНГ, где наша цель – укрепление позиций на рынке, активное развитие розницы, повышение эффективности сети и бизнес-процессов. В Европе, Азии и Африке Группа продолжит фокусироваться на обслуживании российских клиентов и клиентов из стран СНГ, таким образом содействуя развитию международного сотрудничества, экспансии клиентов из стран Содружества на международные рынки и предлагая им уникальный набор услуг на мировых финансовых рынках.
Важной задачей является обеспечение поддержки растущего бизнеса, усиление инфраструктуры. ВТБ планирует существенно повысить операционную эффективность за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, совершенствования ИТ-платформ и технологий во всех компаниях Группы.
Кроме того, необходимо усовершенствовать систему управления Группой для максимизации синергетического эффекта между различными видами бизнеса и максимального использования преимущества широкого географического присутствия за пределами РФ.
Член правления ВТБ Екатерина Петелина отметила: «Достижение поставленных целей позволит Группе ВТБ создать бизнес принципиально иного масштаба и эффективности, что, в свою очередь, должно положительно повлиять на рыночную капитализацию».
Миссия и ценности
Миссия
Мы предоставляем финансовые услуги международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и общества в целом.
Ценности
Доверие клиентов
Мы работаем для того, чтобы сохранить нашу самую большую ценность – доверие клиентов.
Надежность
Мы сочетаем прочные позиции на финансовых рынках, международный опыт и масштаб. Это – гарантия нашей силы и надежности.
Открытость
Мы ориентированы на открытое партнерство и сотрудничество, мы прозрачны и понятны обществу.
Универсальность
Мы предлагаем комплексные решения любого уровня сложности благодаря присутствию в различных финансовых сегментах.
Наша команда
Мы сильны единой командой профессионалов - знания, потенциал, энергия и творчество каждого делают нашу команду сильной и уникальной.
Идентичность
Группа ВТБ – ведущая международная финансовая группа российского происхождения.
Видение
ВТБ стремится стать чемпионом на всех целевых рынках.
Структура и география
ВТБ сегодня – системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу. Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.
Мы присутствуем более чем в 20 странах мира. ВТБ стал ведущей международной финансовой группой российского происхождения.
За рубежом в группу ВТБ входят:
Банки и финансовые компании в:
Лондоне (Великобритания);
Париже (Франция);
Франкфурте-на-Майне (Германия);
Лимассоле (Кипр);
Вене (Австрия);
Виндхуке (Намибия);
Луанде (Ангола);
Киеве (Украина);
Тбилиси (Грузия);
Минске (Белоруссия);
Ереване (Армения);
Баку (Азербайджан);
Алматы (Казахстан).
Филиалы в:
Сингапуре;
Нью-Дели (Индия);
Шанхае (Китай)
Дубае (ОАЭ).
Представительства в:
Милане (Италия);
Пекине (Китай).
В России ВТБ имеет широкую сеть филиалов, дочерних и ассоциированных банков, расположенных в наиболее важных и перспективных экономических регионах России:
Астрахань;
Барнаул;
Белгород;
Благовещенск;
Брянск;
Владивосток;
Владимир;
Волгоград;
Вологда;
Воронеж;
Екатеринбург;
Ижевск;
Иркутск;
Йошкар-Ола;
Казань;
Калининград;
Калуга;
Кемерово;
Кострома;
Краснодар;
Красноярск;
Курск;
Липецк;
Магадан;
Москва;
Нижний Новгород;
Новосибирск;
Омск;
Орел;
Пенза;
Пермь;
Петропавловск-Камчатский;
Ростов-на-Дону;
Рязань;
Самара;
Санкт-Петербург;
Саранск;
Саратов;
Смоленск;
Ставрополь;
Сыктывкар;
Тамбов;
Тверь;
Томск;
Тула;
Тюмень;
Улан-Удэ;
Ульяновск;
Уфа;
Хабаровск;
Чебоксары;
Челябинск;
Чита;
Якутск;
Ярославль;
Сеть продаж группы ВТБ состоит из 957 офисов в России, СНГ и Европе. За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через:
12 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция), в Грузии, в Африке (Ангола) и во Вьетнаме;
два представительства банка ВТБ – в Италии, Китае;
два филиала банка ВТБ – в Китае, Индии.
Дочерние и зависимые организации, представительства
Россия
Банки
ВТБ 24 (ЗАО)
Компании
ОАО «ВТБ-Лизинг»
ЗАО «ВТБ-Девелопмент»
ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами»
ЗАО ВТБ Регистратор
ЗАО ВТБ Специализированный депозитарий
ООО «МультиКарта»
ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал»
ООО СК «ВТБ Страхование»
НПФ ВТБ Пенсионный фонд
ЗАО ВТБ Долговой центр
ООО ВТБ Пенсионный администратор
ООО ВТБ Факторинг
СНГ
Банки
ПАО «ВТБ Банк» (Украина)
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан)
ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)
ОАО Банк ВТБ (Азербайджан)
Европа
Банки
Russian Commercial Bank (Cyprus) Ltd.
VTB Bank (Austria) AG
VTB Bank (France) SA
VTB Bank (Deutschland) AG
Представительства
Представительство ОАО Банк ВТБ в Италии
Азия и Африка
Банки
АО «Банк ВТБ (Грузия)»
Banco VTB-Africa S.A.
Vietnam-Russia Joint Venture Bank
Филиалы
Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Нью-Дели (Индия)
Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Шанхай (Китай)
Компании
VTB Capital (Namibia) (Pty) Ltd.
Euroleasing GmbH
Представительства
Представительство ОАО Банк ВТБ в Китае
Управление
К 2010 году в группе ВТБ сформирована система управления по модели «Стратегический холдинг», которая предусматривает:
наличие единой стратегии развития компаний группы ВТБ;
единый бренд;
централизованное управление финансовой эффективностью и рисками;
унифицированные системы контроля;
координацию процессов планирования и отчетности;
фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработку единых стандартов.
Действующая система управления предусматривает осуществление руководства по двум направлениям:
административный менеджмент – управление дочерними компаниями в рамках организационной структуры группы ВТБ. Для осуществления административного менеджмента используется механизм корпоративного управления – реализация прав головного банка как основного акционера посредством участия его представителей в органах управления дочерних компаний;
функциональное управление – координация по бизнес-направлениям и направлениям поддержки и контроля в рамках группы ВТБ в целом. Функциональная координация является дополнительным механизмом управления, обеспечивающим экспертную проработку управленческих решений на стадии их подготовки.
На общегрупповом уровне действует Управляющий комитет группы ВТБ, который:
рассматривает стратегии развития различных направлений бизнеса;
бизнес-планы группы ВТБ и ее участников;
анализирует отчеты по их выполнению;
оценивает ситуацию с ликвидностью и рисками;
курирует реализацию приоритетных проектов;
одобряет стандарты, подходы и принципы функционирования группы ВТБ.
Основная цель стратегии развития системы управления в 2010-2013 гг. – модификация с учетом целей и задач нового этапа развития группы ВТБ, в том числе усиление роли продуктовых и бизнес-направлений.
Организационная структура группы ВТБ
включая субхолдинг VTB Bank (Austria) AG и Vietnam-Russia Joint Venture Bank по состоянию на 29.06.2011.
Группа ВТБ – Банк, кредитные и финансовые организации, доля участия Банка в уставном / складочном капитале которых составляет более 50% от общего количества голосующих акций/долей и которые являются в соответствии с законодательством страны своей регистрации кредитными организациями (т.е. организациями, осуществляющими банковские операции) или финансовыми организациями (т.е. организациями, не являющимися кредитными и осуществляющие операции на рынке финансовых услуг).
VRB не входит в группу ВТБ, но ввиду значительного пакета акций, принадлежащего ВТБ, Банк оказывает на его деятельность существенное влияние.
Формирование системы управления группой ВТБ направлено на максимальное использование преимуществ группы ВТБ, увеличения ее доли на целевых рынках, улучшение показателей ее эффективности и, как следствие, повышения уровня капитализации группы ВТБ.
С точки зрения степени интеграции в группе ВТБ используется модель «стратегического холдинга», предполагающая в первую очередь общее стратегическое видение, передачу концепций и лучших практик при ограниченном уровне интеграции и централизации процессов. В частности, модель управления предполагает наличие в группе ВТБ единой стратегии развития компаний, единый бренд, централизованное управление финансовой эффективностью и рисками, координацию процессов планирования и отчетности, фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработке единых стандартов.
В группе ВТБ действует матричная система управления, согласно которой управление осуществляется по двум направлениям:
Административное управление – управление дочерними компаниями как юридическими лицами в рамках организационной структуры группы ВТБ.
Функциональное управление – управление по бизнес-направлению и другим функциональным направлениям и деятельности в рамках группы ВТБ в целом.
Механизмы управления
Основным механизмом управления, используемым в группе ВТБ, является корпоративное управление, то есть реализация прав Банка как основного акционера через участие в органах управления дочерних компаний. Дополнительным механизмом управления является функциональная координация основных направлений деятельности группы ВТБ, включая направления бизнеса поддержки и контроля (например, управление рисками, планирование, бюджетирование и формирование управленческой отчетности, бренд, внутренний контроль и аудит).
Дополнительный механизм применяется в группе ВТБ с целью максимальной реализации потенциальной синергии, распространения лучших практик в компаниях группы ВТБ по отдельным направлениям деятельности, ограничения принимаемых группой ВТБ рисков. Функциональная координация помогает осуществлять передачу знаний и обмен опытом между компаниями группы ВТБ, позволяет объединять ресурсы для реализации тех или иных проектов. В рамках функциональной координации разрабатываются единые стандарты, принципы и системы лимитов для реализации соответствующего направления деятельности в группе ВТБ.
взято www.rasha-bank.blogspot.ru